Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Родионово-Несветайского района
                                                
346594, Ростовская область, Родионово-Несветайский район, сл. Барило-Крепинская, ул. Ленина, дом 4
Телефон/факс: +7 (86340) 27-3-39; 27-3-69
E-mail: bkrepschool@yandex.ru
 

 

Главная / Новости / «Нужно овладеть «Воротами на Кавказ»: как советские войска освобождали Ростов в 1943 году

«Нужно овладеть «Воротами на Кавказ»: как советские войска освобождали Ростов в 1943 году

14 февраля 2023

Новости

«Нужно овладеть «Воротами на Кавказ»: как советские войска освобождали Ростов в 1943 году
14 февраля фашисты потеряли контроль над городом. 
Каждый год 14 февраля в руках у ростовчан оказываются тысячи букетов — шикарные розы и тюльпаны, белые лилии и кроваво-красные гвоздики. И если первые попадут в нежные руки родных, как подарок ко Дню влюбленных, то вторые — украсят холодные плиты памятников и обелисков Великой Отечественной войны. Эта дата часто закрывается воздушными шарами и валентинками, но все равно, спустя годы, подвиг солдат и офицеров десятков национальностей живет в сердцах ростовчан. 14 февраля 1943 года, 80 лет назад, улицы нашего города были освобождены от фашистских войск.
Фактически Ростов спасали дважды, в 1941 и 1943 году, но последняя наступательная операция оказалась жестче и сложнее. Первую, восьмидневную оккупацию Ростова, которая началась 21 ноября 1941 года, назвали «кровавой неделей». Тогда войска вермахта прорвали 115-километровые оборонительные укрепления, которые жители области строили от реки Дон к селу Генеральскому. Первую танковую армию генерала Эвальда фон Клейста не остановили ни 10 миллионов кубометров грунта, которые перенесли люди в попытке защитить близких, ни отчаянное сопротивление дончан, которые сдерживали атаки в течение месяца.
Сначала фашисты пытались зайти со стороны Таганрога, но не смогли прорваться через бойцов 343-й Ставропольской, 353-й Новороссийской стрелковых и 68-й Кущевской кавалерийской дивизий. Затем попробовали северное направление, со стороны Больших Салов, где стояла 317-я Бакинская стрелковая дивизия полковника Ивана Середкина. Советских солдат и офицеров было значительно меньше, но они отбили атаку 50 танков ценой собственных жизней (за три дня погибли почти 9 тысяч бойцов и командиров). Тогда в историю города вошли Герои Советского Союза Сергей Оганов и Сергей Вавилов, в честь которых названы ростовские улицы.
Кровопролитные бои измотали солдат с той и другой стороны. Фашисты потеряли около 3,5 тысяч солдат, 5 тысяч — отправились на койки полевых госпиталей, 154 танка пришлось полностью списать. Масштабное наступление на Юг — захлебнулось, и отвечать за срыв планов немецкого командования пришлось тем, кто был беззащитнее и ближе всего — жителям «ворот Кавказа».
Ростовчан расстреливали прямо в центре города. Почему? Просто потому, что могли. Например, 90 жителей дома №2 на 1-й Советской улице или 43 человека на углу 40-й линии и улицы Мурлычева, стоявших в очереди за хлебом. У них не было в руках оружия, так же, как и у 200 человек, убитых на Армянском кладбище и у 61 жителя 36-й линии. Но это у всех на виду, многих горожан замучили в застенках, в надежде получить информацию о передвижении советских войск. На холодной земле оставались и женщины, и старики, и дети — за неделю погибло более тысячи мирных жителей.
Особым напоминанием о зверствах нацистов стал снимок расстрелянного пионера Вити Черевичкина, державшего голубя в остывшей руке. Эта фотография показывала намерения захватчиков на Нюрнбергском процессе, закрывая рот тем, кто пытался шутить о том, как при фашистском режиме жители СССР могли бы «пить Баварское».
Первый раз нацистов из Ростова в сторону Миуса выбили 29 ноября 1941 года, во время контрнаступления войск Южного фронта, 9-й и 56-й армий. Этот крупный стратегический успех Красной Армии в Великой Отечественной войне фашисты запомнили надолго, так как потеряли несколько дивизий, более пяти тысяч гренадеров, почти три сотни танков, 80 самолетов и тысячи боевых орудий. Через год Ростовской области снова пришлось отвечать за этот провал. Хуже всего было то, что нацисты отчаянно хотели получить «кровь войны» — кавказскую нефть, которой можно было бы обеспечить войска, чтобы подавить советское сопротивление.
Вторая оккупация принесла Ростову гораздо больше горя и лишений, она длилась более 200 дней: с 24 июля 1942 года по 14 февраля 1943 года. Расправы начались уже в первый день работы захватчиков. Поощрялись доносы, людей запугивали тем, что в случае сопротивления, пострадают их близкие. Фашисты угнали в Германию 53 тысяч человек, а еще более 40 тысяч — расстреляли. Представить такую цифру сложно, но если взять современные примеры, становится не по себе. Вместимость гордости донского спорта, стадиона «Ростов Арена», как раз более 43 тысяч человек. После зверств нацистов в нем остались бы только пустые трибуны.
Страшным военное время было и для детей войны. Елизавета Бурданова в интервью рассказывала о том, как нелегко было выживать людям во время оккупации. Девочке было 12 лет, но она рыла окопы и стирала окровавленные бинты для военного госпиталя. Незадолго до войны у семьи украли почти все имущество, но знакомые помогли взрослым и детям выжить. Зайдя в город, немцы чувствовали себя победителями.
После фашистские войска жили в квартирах ростовчан, заставляя жителей готовить и стирать для них. 
Одной из самых кровавых страниц стал расстрел жителей в Змиевской балке, где погибли более 27 тысяч человек, большинство из которых были евреями. Там закончился земной путь знаменитого психоаналитика, соратницы Карла Юнга, Сабины Шпильрейн и ее дочерей. Ростовчанка до последних минут отказывалась верить в то, что расстрел все-таки состоится. 
Такие зверства не могли остаться безнаказанными. То, что Ростов будет освобожден, даже не обсуждалось, в это верили и простые горожане, и советские солдаты. Уже 1 января военные Южного фронта стали наступать на неприятеля, за несколько недель продвинувшись на 150 километров, к излучине Дона и Манычского бассейна, сломив немецкое сопротивление.
23 января бойцы Красной Армии подошли к Северному Донцу, встретив там немецкую оперативную группу «Холлидт» и 48-й танковый корпус. Остатки 4-й танковой армии генерала Гота пытались помешать корпусам под командованием генерала Еременко продвинуться вниз по реке Маныч, но советское командование уже взяло курс на Батайск. Освободив город, можно было прекратить автомобильное и железнодорожное сообщение с кавказской группировкой немецких войск. Это подтверждалось в директиве Ставки Верховного Главнокомандования от 23 января 1943 года, подписанной Иосифом Сталиным: «Мы закупорим армии противника на Северном Кавказе, не дадим выхода в районы Ростова, Таганрога, Донбасса 24 немецким и румынским дивизиям… Основные силы Южного фронта, расположенные в районе Маныча и южнее Дона, необходимо немедленно двинуть на Батайск для захвата Батайска и Азова, для перехвата основных путей отхода противника и для окружения его отходящих частей».
Такой сценарий стал возможен после форсирования реки Маныч и боя за станицу Манычскую (советские войска установили танковые точки, которые не дали пробиться врагу). Частям под командованием фельдмаршала фон Клейста некуда было отступать, хотя ему на помощь и пришла 11-я танковая дивизия генерала Балька. Особенно яростно артиллерия обстреливала северо-восточную окраину станицы, чтобы выманить русские танки: устраивались ложные атаки, и поддерживалась постоянная дымовая завеса, что дало оккупантам несколько недель. Но уже 4 и 5 февраля красноармейцы стали теснить 4-ю танковую армию.
Дальше события развивались стремительно: 7 февраля был освобожден Батайск. 8 февраля 1943 года началось наступление с Юга. Для этого объединились 152-я, 156-я, 159-я стрелковые бригады под командованием майоров И. Е. Сиванкова и М. И. Дубровина. Несколько дней удар за ударом наносили бойцы 248-й стрелковой дивизии подполковника И. Д. Ковалева. Армия освободила Нижне-Гниловскую, Азов, Шахты и Новочеркасск. 
Главная битва за Ростов произошла в ночь с 13 на 14 февраля. Очень нелегко было выбивать фашистов с насиженных мест, в первую очередь мешал сложный городской рельеф. Условным сигналом к наступлению стала фраза: «Привет героям». А утром части советской 28-й армии под командованием генерала Василия Герасименко заняли Ростов. По словам местных жителей, фашисты бежали, оставив хлеб и даже обмундирование. Фашистов гнали до самого Миуса, где они ушли в глухую оборону. Так закончилась Ростовская наступательная операция 1943 года. Она навсегда оставила в истории Ростова имена Гукаса Мадояна, Василия Герасименко и других мужественных бойцов. 
Когда в Ростов вошли советские войска, в городе осталось лишь 170 тысяч человек, тогда как до войны население составляло 567 тысяч жителей. То, что почувствовали воины, освободившие город, можно прочесть в воспоминаниях маршала Родиона Малиновского, опубликованных в газете «Молот» 16 марта 1946 года.
«Под городом Ростовом-на-Дону я пережил глубочайшую горечь и несчастье, заключающиеся в том, что, невзирая на великое упорство руководимых мною войск, мы не смогли сдержать навалившуюся на нас гитлеровскую военную машину, и в знойное лето 1942 года вынуждены были оставить врагу наш родной Ростов… После этого я был одержим одной мыслью: «Ростов нужно отвоевать, нужно овладеть «Воротами на Кавказ», — писал военачальник, добавив, что эта мысль постоянно была с ним во время боев за Сталинград.
Полководец не забывал ужасов, творившихся в оккупированных городах. 
Не стоит их забывать и нам. 
После войны Ростов не вошел в число городов-героев, как Москва, Ленинград, Керчь или Новороссийск, но так ли это важно? Самая главная награда, самое большое достижение каждого солдата и офицера, сложившего голову во время освобождения города, умершего в госпиталях от ран или после войны, это те, кто живет сейчас. 
Каждый ребенок на коленях у родителей, каждая влюбленная пара в парке Горького, каждая семья за праздничным столом. Каждый из нас – доказательство того, что красноармейцы трудились не напрасно.
Праздновать ли в этот день Освобождение Ростова или День влюбленных — каждый решает для себя сам, но выбор делать не обязательно. Достаточно мысленно поблагодарить защитников или возложить цветы к воинским захоронениям, а вечером — крепко-крепко обнять близких и признаться им в любви.

 


На сайте bkrepschool.ru мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы